Мы погружаемся в то время, когда Москва
была переполнена людьми разных мастей:
преступниками-маргиналами,
взяточниками, доносчиками...
И власть гордо возвышалась
над городом, отрицая даже такие истины,
как дружба и любовь.
После революции многие храмы и церкви в Москве были разрушены, власти отказывались от своей многовековой истории и культуры. Это было начало новой религии советской империи. Однако в романе прошлое возвращается в виде незримой силы, следующей за героями. В виде ручья Черторого на пути Бездомного, Козьего болота на Патриарших. В виде всего инфернального.
Новая вера
ЭТО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Становление новой советской империи, быстрый темп её развития и жёсткие методы контроля власти приводят столицу в смятение; город как будто оживает и представляет собой обособленный мир.
Новая вера
Система берёт верх над жизнью.
Действие романа происходит на территории Старой Москвы. Когда-то там жили ремесленники, мастера своего дела; их образы в мифологии часто связаны с потусторонним миром из-за владения огнём. И ведь когда-то на Арбате действительно разгорался пожар. К этому событию прошлого отсылает нас Воланд, когда перед уходом из города устраивает серию поджогов. Это место действительно загадочное: когда-то через главную улицу тёк ручей Черторый, а рядом с Патриаршими находилось Козье болото. «Чёрт» и «козёл» —именно так кратко можно описать Дьявола. Странный иностранец оказывается в этом месте не случайно.
Его появлению потакают люди – они разрушают историю и даже то, что всегда поддерживало людей — веру. Церкви в Большом Гнездниковском переулке, возле Драмлита, на Драгомиловом кладбище, на берегу реки Москвы — все снесены. Недаром пространство вокруг них описывается как «отвратительное» и «бездушное», ведь в нём нет даже Бога.
Однако проблема не в том, какие здания разрушены, а в том, насколько люди изменились. В это время перемен и хаоса, они потерялись в желании отделиться от веками накопленного опыта.
Москва в 30-х годах буквально трещала от перенаселения. Она была наполнена приезжими, искавшими работу. Из этого вырастала преступность: очередной тёмный переулок обещал только неприятности. И даже близкие не вызывали доверия…Доносчики везде! Каждый второй — взяточник! Одна литературная организация и то превратилась в сборище чиновников, продававших свой труд. Квартирный вопрос захватил умы москвичей.
Перенаселённость Москвы прослеживается в том, что герои Булгакова, следуя за кем-то, постоянно сталкиваются с огромной толпой, через которую сложно пробраться. Так, мучился Мастер на Тверской, выслеживая Маргариту; так Бездомный в один момент потерял из виду Воланда. Но очень часто случалось так, что люди могли и исчезать. В нехорошей квартире подобное происходило довольно часто – это отсылает нас к сталинским репрессиям, когда за каждым мог прийти строгий милиционер и увезти с собой в чёрном «воронке». Внезапно не становилось и служителя закона, и самого человека.
Весь город суетится и живёт, по большой части заботясь о материальных проблемах. Рост бюрократии сказывается на работе и, следовательно, умах горожан. Большинство занимается бесполезным делом. Булгаков пишет о ситуации, когда костюм без человека сосредоточенно что-то выписывает, но никто не понимает, что он делает. Писатели, носители культуры, и те превращаются в рядовых чиновников. Растёт взяточничество.
И на фоне творящегося беспределья, москвичи забывают даже про деньги, они думают только о том, как выжить в обществе; о «квартирном вопросе»
Но как город развивается?
В это время, несмотря на давление, оказываемое на людей властью, идёт бурная постройка новых школ, больниц, музеев и театров для широкой публики. Не зря Булгаков показывает популярный театр Варьете и новую, технически оснащённую клинику Стравинского. Вровень этому Москва становится центром промышленности и, в частности, тяжёлой индустрии. Сталин большими шагами идёт к цели создания самого развитого государства.
Карта булгаковской Москвы
Да, там, где Аннушка разлила масло, где всё вытекло в то, что Берлиозу отрезало голову на трамвайных путях! Всё ещё никто точно не знает, прокладывалась ли там железная дорога вообще, но некоторые жители поговаривают, что раньше там действительно были пути, по которым ездили грузовые поезда.
Если вы захотите повторить путь Берлиоза, встаньте рядом с найденной скамейкой и идите в сторону Ермолаевского переулка. Остановитесь на углу пруда – в том месте, где к вашей аллее слева под прямым углом подходит вторая такая же. Так вот, в топографии романа эта перпендикулярная аллея не оканчивалась, упершись в вашу, а продолжалась справа и выходила на Бронную. Поверните в этом направлении и вы, пройдите через газон, перелезьте невысокую ограду сквера – и вуаля! – вы на месте.
Место смерти Берлиоза
В нём был написан тот самый роман «Понтий Пилат» и там же Мастер находил своё вдохновение, засматриваясь на кусты серени. Существует несколько версий адреса Подвала мастера, описанного в романе Булгакова, в том числе: Это подвал в Плотниковом переулке, дом 10/28, где одно время жил друг Булгакова, Павел Сергеевич Попов По мнению художника Басырова, подвал мастера находится в доме № 45/26 по Сивцеву Вражку. Вместе с тем, самая достоверная версия – это подвал, расположенный в Мансуровском переулке, 9, где жил друг Булгакова, художник Владимир Топленинов. Булгаков часто бывал в этом доме. Евгения Владимировна Власова, жена художника, рассказывала, что Булгаков часто ночевал в специально отведенной для него комнате с печкой и в этом полуподвальчике работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И, судя по всем описанием, Мастера он «прописал» именно здесь.
Подвал Мастера
Именно там Варенуху схватили Бегемот и Азазелло, чтобы притащить в ту самую нехорошую квартиру дома 302-бис. Вероломный их план состоял в том, чтобы Гелла – огненная вампирша – укусила его и превратила в ходячего упыря. В этом есть своя ирония.

«Всё живое смылось с Садовой, и спасти Ивана Савельевича было некому.»
Место смерти Варенухи
Булгаков описывает «знаменитую психиатрическую клинику, построенную недавно на окраине Москвы у берега реки", оборудованную по последнему слову техники. «Такого оборудования нет даже нигде за рубежом. Ученые и врачи специально приезжают изучать нашу клинику. У нас каждый день приезжают иностранные туристы» . Вот где Иван увидел, за решеткой, балкон, а за ним «берег извилистой реки, а на другом ее берегу веселый сосновый лес».
Клиника Стравинского
Многие читали в черновиках романа "Мастер и Маргарита" интересную сцену с несчастным буфетчиком, после которой Булгаков описывает, что креста на церкви не было, а сидел на куполе человек и курил. Когда Воланд с крыши дома Пашкова оглядывает Москву, Храма нет. С той крыши, где находится Воланд, открывается вид на Кремль, а еще правее – на Храм Христа Спасителя. Однако Булгаков пишет про «обреченные на снос лачуги» в этом месте. Это тонкий намек, понятный лишь тому, кто любит свой город: в период с 1931 по 1937 год, когда святой Храм был уже снесен, а строительство сталинского «Дворца советов» еще не началось, на месте церкви возникли стихийные самовольные постройки, называемые тогда «деревня Нахаловка». Вот что видит Воланд вместо Храма.
И это находит Бездомный, когда мчится к тому месту, где раньше был храм, неслучайно прихватив иконку и свечку. Это место – место его очищения.
Храм Христа Спасителя
Туда Маргариту увозит машина после её полёта над Москвой и пребыванием на озере: это безлюдное кладбище. А безлюдное возможно потому, что в настоящем было разрушено сразу после Второй мировой войны. Этого места просто не существует.
Там Маргарита заканчивает «полёт души» в одном из оврагов для могил, как будто бы возвращаясь к месту, где похоронили её тело.

«Высадив ни о чём не спрашивающую Маргариту возле одного из надгробий вместе с её щёткой, грач запустил машину, направив её прямо в овраг за кладбищем. В него она с грохотом обрушилась и в нём погибла.»
Кладбище в районе Драгомилова
Дом 302-бис из романа «Мастер и Маргарита» - это дом №10 на Большой Садовой, где жил Михаил Булгаков со своей женой Татьяной, когда приехал в столицу осенью 1921 года. Нехорошая квартира располагалась в шестом подъезде на верхнем этаже, здесь и поселились Воланд и его приспешники по прибытию в Москву после гибели Берлиоза. Эта квартира была местом, где происходил контакт потусторонних сил и современного мира Москвы 20-х годов. В этом же доме в квартире №48 этажом ниже жила Аннушка-чума. Здесь можно увидеть и лестничное окно, в которое вылетали посетители Воланда, а на первом этаже под лестницей - дворницкую каморку, где отсиживался Поплавский, дядя Берлиоза. Сохранилась и пожарная лестница, с которой обстреливали улетающего кота Бегемота. Никанор Босой, председатель домового комитета, жил в квартире №35, чересчур любопытный гражданин Тимофей Квасцов обитал в квартире №11, а контора жилтоварищества размещалась слева у арки.
Нехорошая квартира
В театре Варьете Воланд проводит сеанс чёрной магии и искусно разоблачает грехи «типичных» гражданинов Москвы в то время – их жадность, меркантильность, мелочность, ложные ценности. Когда он дарит им всё что они хотят, тешит публику – то бишь, например, раздаёт всем дамам красивейшие платья – через время они на них просто испаряются, оставляя тех нагими.
Прототипом театра послужил Московский мюзик-холл, существовавший в 1926-1936 гг. и располагавшийся неподалеку от Нехорошей квартиры по адресу: Б. Садовая, 18. Ныне здесь находится Московский Театр Сатиры. А до 1926 г. тут размещался цирк братьев Никитиных, причем здание специально было построено для этого цирка в 1911 г. по проекту архитектора Нилуса. Кстати, программа театра Варьете содержит ряд чисто цирковых номеров, вроде "чудес велосипедной техники семьи Джули", прототипом которой послужили знаменитые циркачи-велофигуристы семьи Польди (Подрезовых), с успехом выступавшие на сцене Московского мюзик-холла.
Театр Варьете
Не зря место встречи Мастера и Маргариты отмечено здесь – есть вполне достоверная информация, что ситуация «выскочившей любви» происходила и в жизни автора. 28 февраля 1929 года Михаил Булгаков и его будущая третья жена Елена Шиловская познакомились в гостях у братьев-художников Моисеенко, которые жили в так называемом "доме Нирнзее" по адресу Большой Гнездниковский пер., 10. Из гостей они ушли уже вместе и пошли гулять по Москве. Возможно то, что заставило его вдохновиться, было и то, что сам переулок на самом деле производит впечатление «кривого» - он действительно сильно изгибается. Название его связано с тем, что когда-то тут жили гнездники – мастера литейного дела. В XVI—XVII веках слово гнездо имело несколько значений: птичье гнездо; семья, род; особый вид месторождений полезных ископаемых; углубление, куда что-либо вставляется. Что значит – встреча Мастера и Маргариты в этом месте неслучайна, судьбоносна! Также когда-то именно на этом месте была разрушена церковь Николая Чудотворца в 1930-х годах. Тогда описание переулка как «отвратительного», в котором нет «ни души» подходит ему как ничто другое.
Место, где встретились Мастер и Маргарита
Прямо напротив Манежа, сидя возле кремлёвских стен на лавочке, Маргарита думала о Мастере и встречалась с Азазелло, который дал ей заветную мазь и шанс встречи с любимым ей Мастером. Это было похоже на сделку с Дьяволом – ведь она приняла помощь от потусторонних сил, получила что-то «не из этого мира».
Чуть ранее она видела похоронную процессию Берлиоза. Иронично, что сделка и процессия происходили прямо под стенами Кремля. Тайное всегда в тени чего-то могущественного.

«Маргарита щурилась на яркое солнце, вспоминала свой сегодняшний сон, вспоминала, как ровно год, день в день и час в час, на этой же самой скамье она сидела рядом с ним. И точно так же, как и тогда, чёрная сумочка лежала рядом с нею на скамейке.»
Место передачи мази
Почему-то Иван Бездомный посчитал, что именно в этой квартире находится «профессор», хоть там ничего на него и не намекало: поэт нашёл там лишь голую гражданку и пыльный красный уголок в паутине, с которого украл иконку и свечку.
Однако, если подумать…Значит ли этот заброшенный «уголок» то, что Бог покинул эту квартиру? То, что от неё веет инфернальным, и именно поэтому Бездомный забегает в неё?
Если пройти до конца путь погони Бездомного и найти дом 13 в переулке, описанном, как "унылый, гадкий и скупо освещенный, то из всех оставшихся на сегодня тринадцатых домов в переулках, ведущих к Москве-реке, наиболее подходящим кажется дом в 1-м Зачатьевском переулке, построенный в 20-е годы 20 века.
Место, где Бездомный спёр иконку и свечку
Здание, с которого Воланд бросал прощальные взгляды на Москву, и где решалась судьба Мастера – это дом Пашкова, действительно один из самых красивых домов Москвы. Сегодня, конечно, с высоты его крыши не получится рассмотреть весь город до самых краев: Москва с тридцатых годов заметно подросла, как в ширину, так и в высоту. Но когда на каменной террасе сидел Воланд, дом Пашкова был весьма высок по московским меркам. На его каменной террасе находились Воланд и Азазелло.
Особняк Воланда
Особня́к Вто́рова (Спа́со-ха́ус, англ. Spaso House) — резиденция посла Соединенных Штатов Америки в Москве. Памятник неоклассической архитектуры предреволюционного времени, расположен по адресу Спасопесковская площадь, 10.
23 апреля 1935 года американский посол Уильям Буллит закатил грандиозный прием в роскошном особняке на Арбате. Собралось 500 гостей, в их числе был Булгаков с женой. Его настолько поразил бал и сам хозяин, что он в последствии часто сравнивал Буллита с самим Сатаной. Это было настолько роскошное мероприятие, что многие вспоминали о нем, как о лучшем бале Москвы за последние десятилетия.
Бал Сатаны
Дом Драмлита имеет символический смысл не только тем, что в реальной жизни там жил совсем не критик Латунский – «враг» Мастера, а критик Литовский, который в своё время разгромил Булгакова. Дело в том, что Драмлит – в настоящем центр элиты писателей – был целью устремлений автора.
В романе здание находится в Большом Николопесовском переулке, а в реальности – в Лаврушенском. Вместо Драмлита там была «Собачья площадка», а в настоящем переулке Б.М. был дом Энергетиков, до которого также там находилась церковь Николая Чудотворца, снесённая потом.
Дом Драмлита
В романе «Мастер и Маргарита» — здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ — крупнейшая литературная организация. В Д. Г. Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20-е годы размещался ряд литературных организаций.
В ресторане Д. Г. отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников.
Дом Грибоедова
«… – Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед!»
Следовало бы, пожалуй, спросить Ивана Николаевича, почему он полагает, что профессор именно на Москве-реке, а не где-нибудь в другом месте. Когда-то эту реку называли и «коровьей рекой», что созвучно с фамилией Коровьева, и интерпретировали название как носящее смысл «матери», то есть чего-то оберегающего.
Когда мокрый Иван приплясал по ступеням к тому месту, где осталось под охраной бородача его платье, выяснилось, что похищено не только второе, но и первый, то есть сам бородач. Точно на том месте, где была груда платья, остались полосатые кальсоны, рваная толстовка, свеча, иконка и коробка спичек. Украли удостоверение МАССОЛИТа – то, что связывало Бездомного с критиком Латунским, ненавидимым Мастером. Возможно, это предвестие его исключения из объединения литераторов или очищение от «зла», ведь иконка и свечка у него остались.
Место, где купался Бездомный
Путешествие булгаковских героев закончилось на Воробьевых горах, где они перед последним полетом в вечность прощаются с Москвой. На фото вид с Воробьевых гор, который видели Мастер и свита. Фото сделано в 1935-37 годах, когда Булгаков вел работу над романом Мастер и Маргарита. Именно этот вид видел Булгаков при написании романа. «…Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки. На высоте, на холме, между двумя рощами виднелись три темных силуэта…. на черных конях в седлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни девичьего монастыря…»
Воробьёвы горы
Место, где Бездомный спёр иконку и свечку
Роман Булгакова начинается именно с разговора Берлиоза и Бездомного, когда они сидели прямо на этой самой скамейке на Патриарших прудах. Там к ним подходит Воланд и обсуждение религии переход к рассказу о Понтии Пилате!

Когда-то на этом месте было Козье болото (от которого получили название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим оно называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам.
И именно от Козьего болота начинался исток ручья Черторого – ручья, чей путь повторяет Бездомный, когда бежит за Сатаной и его подчинёнными. Патриаршие пруды – это начало инфернального в романе, заколдованное место, символичное.

«Никогда не разговаривайте с неизвестными.»
Скамейка
Именно здесь Маргарита простилась с жизнью, намазавшись мазью, и улетела на Бал Сатаны! В этом прекрасном особняке, окружённым цветущим садом, она вместе со своим мужем занимали весь верхний этаж здания. Женщина была окружена прислугой и не нуждалась в деньгах – однако ни секунды в своей жизни не была счастлива.
Когда мимо этого дома пробегал Бездомный в погоне за Воландом, вот что он видел:

«"Он проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем - окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого - готический особняк".
Особняк Маргариты
Патриаршие
Возле скамейки появляется сам сатана!
Театр Варьете
Разыграв шоу, Коровьев разоблачает настоящие лица людей
Особняк Воланда
Прощание с Москвой и разговор о судьбе Мастера с Левием Матвеем
Большая Садовая 302-бис
Зло поселяется в квартире Стёпы Лиходеева
Спасопеский переулок
Маргарита помогает Воланду и принимает грешников на балу
Воробьёвы горы
Любование городом перед уходом
Арбат
«Э, какое месиво!
— сердито подумала Маргарита,
— тут повернуться нельзя»
Малый Ржевский
Маргарита использует мазь и, хохоча, улетает из особняка!
Драмлит
Ее желание отомстить Латунскому приводит к погрому огромного дома
Кладбище
В конце пути она «падает» в раскопанную яму для гроба
Бронная
Разговор с Сатаной и страшная погоня!
Сколько бы он ни бежал, расстояние не уменьшалось
Малый Ржевский
Позади за долю секунды оказался особняк Маргариты...
1-й Зачатьевский п.
В доме 13 он находит только забытый «красный уголок»
Москва-река
Бездомный совершает омовение в реке...
В конце пути, пройдя через множество церквей, останавливается возле снесённого Храма Христа Спасителя
Пролетарский поэт, написавший антирелигиозную поэму и не верящий в существование Дьявола и Иисуса, начинает свой путь с Патриарших прудов, являющийся бесовским и божественным началом одновременно. Там он встречает Воланда, самого Дьявола, который даёт понять предсказанием смерти Берлиоза, что он — самый настоящий, вера — не пустой звук. Бездомный «сходит с ума» от правды существования Бога и Сатаны. Это приводит его в некий трепет, желание последовать за злом, догнать его.
И то ли это было обусловлено чувством его справедливости, то ли желанием удостовериться в том, что сверхъестественное – реально.Он бежит по пути разрушенных церквей к Храму Христа Спасителя, о котором в романе – ни слова. То, что Иван прибегает именно туда – не случайность, это символ некого его очищения от того безумия, что захватило его в Патриарших. Не справившись с эмоциональным напряжением от встречи с Воландом, Иван оказывается в клинике для душевнобольных, где после встречи с Мастером начинает понимать, что стихи его «чудовищны», обещает никогда больше не писать стихов. Мастер называет его своим учеником.
Красивая и умная женщина, жена «очень крупного специалиста», ни в чем не нуждающаяся, не была счастлива. Все изменилось в момент встречи с Мастером - начала целой истории. Только в этот момент, когда любовь вспыхнула в них, они чувствуют, что на самом деле счастливы. Это сильный момент, когда даже несмотря на отвратительность переулка, наполнение пространства грязным жёлтым цветом, герои попросту не замечают этого.
В том переулке мы видим много инфернального: когда-то тут была разрушена церковь, что говорит об отсутствии священного в этом месте. Мастер и Маргарита создают своей любовью это «святое» сами. Позже Маргарита заключает сделку с Сатаной, чтобы спасти Мастера. В конце пути после её полёта над городом, Маргариту привозят на кладбище в районе Драгомилово, где она сразу же падает в ров, раскопанный для гроба и там же «погибает». Это символ конца её жизни, как будто душа снова возвращается в тело после перехода в другой мир, после Суда Божьего.
Арбат - Упоминание Арбата в истории начинается с рассказа про пожар в Москве в 1493г. Но сама улица с давних пор считается талисманом Москвы; (на ней селились как ремесленники, так и купечество и аристократия.)
Пречистенка - Эта улица считалась аристократической, а её название связано с иконой Пречистой Девы.
Большая Садовая - Названа так, потому что примыкает к Триумфальной площади. Здесь встречали полководцев и императоров.
Спиридоновка - Свое "имя" улица Спиридоновка получила по церкви во имя Спиридона «что на Козьем болоте».
Большой Гнездниковский - Ранее тут была местность "Гнездники" , отсылающая нас на проживавших там гнездников — мастеров литейного дела.
Тверская - После основания Петербурга Тверская стала дорогой в новую столицу. На ней устраивали триумфальные арки по случаю праздников.
После революции многие храмы и церкви Москвы были разрушены. Царской России больше не существовало, и таким действием новые власти собрались показать отказ от собственной многовековой истории и культуры. Вместе с религией и верой изменилось и самосознание людей – они стали более алчными и эгоистичными, теперь для них было важнее урвать кусок пожирнее, даже если для этого нужно будет предать ближнего. Москва больше не историческое пространство, а место прописки, «горизонт» перспектив.
Весь путь Ивана Бездомного проходил через места таких разрушенных церквей. Где какая находилась, можно понять из названий улиц: Ермолаевская, Спиридоновка, Никитская.
Церковь Св. Ермолая была основана в 1610 году и стояла как раз на том месте, откуда на Бронную свернул трамвай, который обезглавил Берлиоза, как когда-то и сам Святой Ермолай за христианские проповеди язычникам. На месте уничтоженной в 1932 году церкви был открыт небольшой сквер.
Недалеко находилась и церковь Св.Спиридония Тримифунтского, основанная в 1627 году. Разрушена она была в 1930 во имя эскперементальной застройки старой Москвы, а в 1932 точно на её месте был возвёден большой серый жилой дом «треста Теплобетон» с барельефами, изображающими искусство, науку и технику.
Малая и Большая Никитская получили своё название по женскому монастырю святого великомученика Никиты. Монастырь был построен отцом патриарха Филарета в 1582 году. До 1812 года в нём хранились частицы мощей святого великомученика Никиты и древняя икона, изображавшая святого с веригами в руках, поражающего дьявола. Последний монастырский храм был закрыт в год Великого Перелома – начала политики индутриализации. Через два года на его месте было выстроено здание электроподстанции метро с пропогандистскими скульптурами на фасаде. В этот же год были разрушены храм Тихона Чудотворца, храм-часовня Бориса и Глеба на Арбатской площади были снесены под предлогом её расширения.
Эти и многие другие «лики Святых» были стёрты и «втоптаны» в землю с приходом новой власти и идеологии. Большая часть из них так и не была восстановлена. На местах, когда-то священных, строились скверы, станции, жилые дома и другие произведения коллективного бездушного пользования.
Контент-Мастер
Цифровик
Контент-Мастер
Пожилова Анна
Курманова Алина
Самойлова Алина
Звездина Валерия
Дизайнер
Проект-Мастер
Сыровникова Алиса
comitatum nostrum
Мы рассматриваем одно из самых известных произведений о Москве, постоянно привлекающих внимание интерпретаторов: ученых, художников, кинематографистов, – роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Город представлен автором как сложное и конфликтное пространство: с одной стороны, он имеет богатое историческое прошлое, с другой, – открывает современный писателю социум 1930-х годов, новую Москву, становящуюся на глазах читателя исторической.
Актуальность:
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» разрушается традиционная символика «Москвы – третьего Рима», города-Храма и открывается новая мифология «столицы новой советской империи».
Гипотеза:
1. Выявить акцентные топосы города (создать топографическую карту);
2. Проанализировать особенности «путешествий» героев в пространстве Москвы;
3. Рассмотреть влияние города на человека.
Задачи:
Ход работы:
Каждая наша неделя работы, являлась продвижением одной из составляющих проекта. На каждого участника команды возлагалась определенная доля работы. Поиск информации (топосы и их смыслы, способы открытия места, его восприятие и т.д.), ее обсуждение в группе, систематизация материала и создание гипотезы, описание проекта. Наша команда изучила произведение «Мастер и Маргарита», проанализировав наиболее значимые главы для того, чтобы представить образ Москвы 1930-х годов, пронаблюдала за литературными путешествиями героев («погоня» Бездомного, «полет» Маргариты, «путешествия» Мастера или Воланда и его свиты по городу и т.д.), составила их маршруты, выявив «точки пересечения».
Источники:
1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М., 2017 http://masterimargo.ru/book.(29.12.2019)html
2. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры https://uchebnikfree.com/kultura/simvolika-peterburga-problemyi-semiotiki-31373. (26.11.2019)html
3. Москва в русской и мировой литературе. Сб. статей. М., 2000. 301 с.
Все права на фото и видео материалы, представленные на нашем сайте принадлежат их законным владельцам и предназначены только для ознакомления. Все материалы, размещенные на сайте, взяты с открытых (общедоступных) источников.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website